Облигации на пути к ГЧП

Накопленный в России опыт работы в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) и ограничения иностранных государств в отношении банков могут способствовать активному применению инструментов секьюритизации кредитов, выданных на реализацию ГЧП-проектов, и дальнейшему расширению форм финансирования

В стране накоплен существенный опыт и сформирован правовой базис для более активного использования финансовых инструментов, ранее казавшихся не вполне эффективными из-за сложностей использования их на практике. 

Приведу некоторые статистические данные по рынку инфраструктурных проектов и использованию облигаций для их финансирования.

  • По информации платформы «РОСИНФРА», за период с 2021 года по июнь 2022-го началась реализация 190 ГЧП-проектов с общим объемом инвестиций 658 млрд рублей (из которых 498 млрд — частные инвестиции). Это те проекты, в рамках которых завершился этап коммерческого закрытия, и для дальнейшей их реализации потребуется финансирование.
  • По состоянию на 1 июня 2022 года в России реализуется 3031 действующий ГЧП-проект с общим объемом инвестиций 3,7 трлн рублей (из них 2,7 трлн рублей — частные инвестиции). Около 90% финансирования поступает от коммерческих банков, но некоторые участники рынка используют выпуск облигаций для привлечения средств на инфраструктурные проекты.

С декабря 2019-го по 2021 год на финансовый рынок вышли новые строительные и строительно-финансовые компании, нацеленные на размещение корпоративных облигаций для финансирования операционной деятельности и пополнения оборотных средств, среди которых Группа «ВИС», «Балтийский проект» и «Труд». В первой половине 2022 года такой эмитент не мог существенно наращивать объемы долга на финансовом рынке посредством размещения облигаций из-за высокой ключевой ставки и кредитного спреда. Но в среднесрочной перспективе (2023-2024 годы) после снижения ключевой ставки до значений, сопоставимых с прошлыми периодами, заимствования в рамках программ по размещению корпоративных облигаций могут возобновиться. 

Кредитный риск по таким инструментам оценивается с учетом кредитного качества эмитента облигаций, а не конкретного проекта. Кредитное качество эмитента рассчитывается АКРА по «Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации».

У субъектов РФ также есть возможности для финансирования инфраструктурных ГЧП-проектов, в том числе с использованием инфраструктурных и зеленых облигаций. Пока что единственный пример последних — зеленые облигации, выпущенные Москвой на 70 млрд рублей. Привлеченные таким образом средства будут направлены на финансирование городских экологических проектов — пополнение парка общественного транспорта электробусами и строительство большой кольцевой линии метро. При размещении инфраструктурных облигаций субъект выступает не эмитентом, а публичным партнером. Он предоставляет инвесторам условные гарантии, поддерживающие кредитное качество проекта и финансового инструмента, если сам обладает высоким кредитным рейтингом. 

Прототип таких инструментов — концессионные облигации, которые до недавнего времени активно использовались. Отмечу, что если эмитентом облигаций выступает субъект, то кредитное качество инструмента оценивается по «Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации». Инфраструктурные облигации, эмитентом которых является частный партнер, могут оцениваться по «Методологии присвоения кредитных рейтингов эмитентам, инструментам и обязательствам проектного финансирования по национальной шкале для Российской Федерации».

Выделю ряд знаковых размещений сложноструктурированных облигаций проектного финансирования, обеспеченных активами возобновляемых источников энергии и ГЧП: 

  • СФО «РуСол 1» — рефинансирование затрат, в том числе банковских кредитов, выданных на цели строительства солнечных электростанций;
  • СФО «Социального развития» — рефинансирование затрат на строительство объектов дошкольного, общего и дополнительного образования и культуры в городском округе «Город Якутск» Республики Саха (Якутия). 

Такие выпуски облигаций можно считать инструментами проектного финансирования с учетом высокой концентрации рисков на одном или нескольких однотипных базовых проектах, коррелирующих между собой. Как правило, это однотипные проекты с точки зрения отрасли, правового режима основного контракта проектного финансирования. АКРА оценивает подобные выпуски и присваивает им кредитные рейтинги по «Методологии присвоения кредитных рейтингов эмитентам, инструментам и обязательствам проектного финансирования по национальной шкале для Российской Федерации». Потенциальный объем размещения инструментов проектного финансирования АКРА оценивает в 330 млрд рублей.

  • Важным событием для рынка стало размещение двух выпусков облигаций СОПФ «Инфраструктурные облигации» в рамках программы облигаций для финансирования инфраструктуры «ДОМ.РФ». Облигации также получили статус инструментов, соответствующих принципам социальных облигаций ICMA. Планируемый объем программы — не менее 500 млрд рублей. 

При этом следствием ограничений в отношении крупнейших банков, финансирующих ГЧП, может стать необходимость создания на рынке финансовых инструментов с полным обособлением бизнеса проекта от вмешательства третьих лиц. в том числе рефинансирование кредитов, которые ранее были выданы на реализацию крупных инфраструктурных проектов, находящихся сейчас на стадии эксплуатации. В целях рефинансирования в этом случае могло бы использоваться размещение сложноструктурированных облигаций. Эффект усилило бы смягчение регуляторных требований для инвесторов. Это позволило бы создать спрос на такого рода финансовые инструменты. 

 

По материалам Telegram-канала «PRO Рейтинги»

zaimsrazu
zaimigo
zaimexpress
zaimer
ucenter
maxcredit
zaim24na7
telezaim
prostozaim
platiza
pepic
otnal
nadodeneg
migcache
mck
SmartMoney
bigzaim
joymoney
imoneys
fastmany
ezaem
everwell
ekapusta
efinmarket
dobrozaim
credits24
credito24
credit7
checkmany
cacheu
bistrodengi
kapitalina